Более ста лет назад в Екатеринбурге было около 20 церквей, но особое место среди них занимал «Градо-Екатеринбургский Екатерининский горный собор». Он располагался на перекрестке Главного проспекта и Пушкинской улицы. Екатеринбуржцы всегда считали Екатерининскую церковь главной. Она была возведена первыми строителями завода-крепости и более 20 лет оставалась единственным храмом нового города.

1 октября 1723 года в новом заводе-крепости начала строиться первая мазанковая церковь, которая открылась для прихожан в 1726 году. Пока шло строительство, жители Екатеринбурга были приписаны к приходу Преображенской церкви на Уктусе, которая находилась в 6 верстах от Екатеринбурга. Мазанковое здание представляло собой бревенчатый каркас, промежутки между брёвнами которого были заложены глиной — это был один из вариантов техники фахверка, который появился в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода. Крыша церкви была накрыта белой жестью и была увенчана маковкой и небольшой звонницей. 26 сентября 1747 года мазанковая церковь была уничтожена пожаром и вплоть до конца 1763 года Екатерининский приход был закрыт — всё это время предпринимались попытки получить в Тобольской консистории разрешение на строительство новой, каменной церкви, но строительство не могло начаться без благословения Синода.

Екатерининский собор

10 ноября 1757 года из Синода в Тобольскую Консисторию последовал указ, дозволявший закладку в Екатеринбурге каменной соборной церкви. 16 августа 1758 года по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна Миллера началось возведение здания. Храм строился совместно на казённые средства и пожертвования прихожан каменщиками из Соликамска Ионой Кремлёвым и братьями Татариновыми. В ходе строительства первоначальный проект был немного изменён главным межевщиком Горной канцелярии Афанасием Кичигиным. По новому проекту боковые приделы расположились в специальных пристроях, почти не сообщавшихся с центральным приделом, что более характерно для российских храмов (по проекту Миллера боковые приделы должны были располагаться внутри одного высокого корпуса — нефа). В результате главный придел стал «холодным» храмом, где службы проводились только с мая по октябрь, а боковые приделы «тёплыми», и службы там проводились круглогодично. Южный Иоанно-Богословский придел был освящён 25 сентября 1763 года, а северный Симеоновский — 22 июля 1764. Главный Екатерининский придел был освящён в сентябре 1768 года протоиереем Феодором Кочневым, с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла.

В ограде собора находились могилы известных горожан, в частности М.И. Башмакова — активного участника подавления пугачевского бунта.

Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции, проводимой М.П. Малаховым, боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Но из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классицистические портики, что также нарушило единство его стиля.

После образования в 1833 году екатеринбургского викариатства кафедральным сделали Богоявленский собор, но Екатерининский от этого не стал менее чтимым горожанами; престольный праздник собора — день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции.

Екатерининский собор и дом Севастьянова на фоне Городского пруда

Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского, которая хранилась в Симеоновском приделе в посеребренной раке, пожертвованной в 1893 году екатеринбургским купцом И.Ф. Чистяковым.

Екатерининская церковь считалась как бы «ведомственной» для всех горных служащих (что фиксировалось и в названии собора «горный»), так именно в ней давали присягу горные инженеры. А с XIX века — по просьбе военного начальства — и новобранцы. За правым клиросом главного храма хранилось знамя, пожалованное императором Александром II Уральскому горнозаводскому батальону 1 января 1861 года в связи с его столетием. Очевидно, свое начало этот батальон берет от 10-й Екатеринбургской горной роты. Ее ядро составляли «потомственные» солдаты, причем некоторые из них были внуками первых строителей города — солдат Тобольского полка.

Заметный след в истории культуры и просвещения города оставило духовенство Екатерининского собора. Многие были образованными людьми своего времени и оставили замечательный след, не только в жизни собора, но и жизни города, в частности в деятельности знаменитого Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), легшего в основу современного краеведческого музея. Приход нес по мере сил и социальное служение, так за Екатерининской церковью было закреплено отпевание умерших в Рязановской больнице для бедных.

После революции собор разделил участь российского общества и Церкви. Вспышка активности прихожан начала 20-х годов XX века была сначала подавлена жесткость советского законодательства, бесцеремонным изъятием церковных ценностей (якобы для голодающих), под давлением советской власти храм был передан инспирированными ОГПУ «обновленческому расколу». Униженный, но не сломленный, храм продолжал действовать. Однако пережить советской культурной революции, как часть российского общества, русской культуры и науки он не смог.

В 1930 году в период активной антирелигиозной кампании собор святой великомученицы Екатерины был снесён, освободив место для здания УралОбкома ВКП(б) и фонтана «Каменный цветок» (его открыли в сентябре 1960 года (архитектор Петр Дмитриевич Деминцев), которые вместе с небольшим сквером до сих пор находится на месте величественного здания собора. Вместе с этим старейшая площадь Екатеринбурга в его левобережной части, прежде назвавшаяся Церковной, Соборной, Екатерининской, стала называться площадью Труда.

В самом центре площади был фонтан в виде струй воды, бивших из бетона. В сентябре 1962 года появился фонтан «Каменный цветок» (архитектор Петр Дмитриевич Деминцев). Круглый бассейн оформлен высококачественным мрамором. Сам цветок, отлитый из чугуна в г. Каменске-Уральском, имеет восемь массивных лепестков. Выше поднялись пшеничные колосья. А на самой вершине — сердцевина цветка, рождающая тугую струю воды. Постамент изготовлен на Сибирском каменном карьере.

Новый период в истории нашей Церкви начался в период перестройки. Знаковым событием стал год 1000-летия Крещение Руси. Гонения на веру постепенно прекратились, теперь православные люди могли свободно заявить о своих религиозных чувствах. И первым делом они старались восстановить память о поруганных святынях города. Появилось предложение установить крест на месте некогда величественного Екатерининского собора. 18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь бывшего собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в честь праздника святой Екатерины (7 декабря). К 275-летию Екатеринбурга в 1998 году рядом с памятным крестом по проекту архитектора А.В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами.

Фонтан «Каменный цветок» и часовня святой Екатерины на площади Труда

Вместе с часовней к 275-летию основания города 14 августа 1998 г. на площади Труда был установлен памятник отцам-основателям города В. Н. Татищеву и В. И. де Генину (архитектор — П. Чусовитин).

24 декабря 2012 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл благословил создание создание Прихода. Постепенно стало осозноваться необходимости в приходе литургической жизни. 20 апреля 2014 года в день Пасхи Господней в часовне святой Екатерины состоялась первая за долгие годы Божественная литургия. С тех пор она совершается в храме еженедельно. В 2015 году был установлен деревянный иконостас, украшенный образами Спасителя и Богородицы.

Таким образом, мы видим, что Екатерининский собор, утратив свои стены, все же живет. Он живет не только в облике маленькой часовенки на площади Труда, которая стала домом для ее прихожан, живет в сердцах тех, кто почитает память святой великомученицы Екатерины, живет в активной полемике по вопросам его восстановления. Он соединяет нас, современных жителей Екатеринбурга, с нашими предками, которые созидали и строили этот город под сенью покровительства святой Екатерины.

Будет интересно: Старые фото: Екатеринбург с Екатерининского собора (1898 год)

ПОДЕЛИТЬСЯ