Потребительские программы КопиКупи

Село Чусовое (Шайтанка) — старинное уральское село, расположившееся в живописнейшем месте по правому и левому берегам реки Чусовой. Здесь некогда находился демидовский Старошайтанский железоделательный завод.

Было время, когда с пристани полноводной реки уходили баржи, груженые продукцией завода. С тех пор утекло много воды. Население села из металлургов превратилось в земледельцев и животноводов, довольно успешно строивших новую жизнь в советский период. И колхоз свой чусовляне назвали в свое время «Новая жизнь». Они сами создавали его трудовую славу, которой заслуженно гордились.

Наиболее раннее упоминание о реке Чусовой относится к 1396 году в летописях Нестора. Ещё в 16 веке здесь жили вогулы, манси, башкиры, не принявшие русского подданства.

Первыми русскими поселенцами в этих местах — на реке Шайтанка были старообрядцы, бежавшие из центра России от преследований за преданность старой вере.

Шайтан — прадедушка человечества

Шайтан-камень на реке Шайтанка в селе Чусовое (Свердловская область)

Своим острым краем, как нос корабля, он выходит почти на треть к середине реки. Название камня Шайтан связано с Трифоном вятским, иноком Пыскорского монастыря, которого «…по промыслу Божию угодно было послать его в местожительство Чусовских Остяков и Вогул, ещё не просвещённых Верою Христовою».

Во второй половине XVI века Трифон устроил свою обитель на Высокой горе, на берегу Чусовой. Место это было «страшным» для местных вогулов. Они считали эту гору обиталищем злых духов и обходили её стороной. Долго жил Трифон на этой горе, но с ним ничего не случилось. Удивлённые вогулы пришли к нему и спросили: «Почему злые духи тебя не трогают?» «Я верю в Бога Иисуса Христа, а он сильнее всех духов и мне придаёт особую силу», ответил Трифон. Аборигены поверили в его Божественную силу и стали приходить к нему со своими житейскими нуждами. Преподобный в общении с вогулами пытался приобщить их к вере во Христа. В 1580г. Трифон был вынужден покинуть Пермскую землю.

Через 100 лет с небольшим около бывшей обители Трифона возникло русское поселение Шайтанка.

В описаниях в путеводителях по реке Чусовой камню Шайтан дают высоту в 30 метров. Однако, находясь здесь, эта высота кажется несколько завышенной. Вокруг Шайтан-камня ходят много легенд и сказаний, не могу ручаться за их правдивость, скажу только одно — недалеко от Шайтан-камня нашли много различных окаменелостей, отпечатков древних раковин и паракаломитов, что может говорить о том, что Шайтан-камень старше, чем всё наше человечество. За это ему стоить отдать свой поклон и насладиться его энергетикой.

Камень Шайтан имеет статус геологического и ботанического памятника природы. Ежегодно у его подножия проходит фестиваль «Чусовая — река родная». Здесь же стоят памятники Аллеи славы Чусовой, которую заложил очень интересные человек — Петров Борис Сергеевич.

Аллея славы Чусовой

Родерик Мэрчинсон — герой России

Самый интересный памятник Аллеи славы Чусовой установлен сэру Родерику Мэрчинсону, открывшему пермский период. Нет, здесь нет никаких заблуждений, сэра Мэрчинсона можно по праву назвать героем России, но обо всё подробнее.

Сэр Родерик Импи Мурчисон (Мерчисон) (англ. Roderick Impey Murchison; 19 февраля 1792 — 22 октября 1871) — известный шотландский геолог и путешественник, впервые описавший и исследовавший силурийский, девонский и пермский геологические периоды.

Родился в Таррадейле, Шотландия. Сын Кеннета Мурчисона (умершего в 1796 году). Посещал среднюю школу в Дареме, затем военный колледж в Грейт Марлоу для подготовки к армии.

В 1808 он высадился с Веллингтоном в Галисии и участвовал в битвах при Ролисе и Вимейру. Затем под командованием сэра Джона Мура он принял участие в отступлении к Ла-Корунья и финальном сражении.

В 1815 году, после восьми лет службы, он вышел в отставку и женился на Шарлотте Хьюгонин, дочери генерала Хьюгонина (Hugonin) из Нарстед-Хаус, Гемпшир. Они провели два года в континентальной Европе, в основном, в Италии. В 1818 году они поселились в Англии, и Мурчисон познакомился с Хемфри Дэви, который убедил его обратить свою энергию на науку. Он был очарован молодой наукой геологией. Он вступил в Лондонское геологическое общество и вскоре показал себя как один из наиболее активных его членов. Среди его коллег были Адам Седжвик, Уильям Конибер, Уильям Бакленд, Уильям Фиттон и Чарльз Лайелл.

Исследуя вместе с женой геологию юга Англии, он обратил особое внимание на скалы северо-запада Сассекса и прилегающих части Хэмпшира и Суррея, о которых, с помощью Фиттона, он написал свою первую научную работу, представленную обществу в 1825 году. Обратив внимание на геологию континента, он вместе с Лайеллом исследовал вулканическую область Оверни, части южной Франции, северной Италии, Тироля и Швейцарии. Некоторое время спустя, в сотрудничестве с Седжвиком, он приступил к изучению геологической структуры Альп, и их совместная статья, посвящённая результатам этих исследований, стала классикой среди литературы о геологии Альп.

В 1835 году на основе исследования ископаемых на границе Англии и Уэльса выделил самостоятельный период, названный силурийским.

В 1839 году совместно с А. Седжвиком выделил новую геологическую систему: девонский период.

В 1840 году совершил первое путешествие по России. В 1841 году дважды встречался с царём Николаем I. По результатам исследований в России обосновал выделение новой геологической системы: пермского периода.

При презентации имени «Пермь Российская», в Английской академии наук, сэру Мэрчинсону запретили упоминать Россию. Он ответил коротко: «Я мужикам русским обещал!» и зарегестрировал первенство России на пермский период во Французской академии наук. За эти заслуги ему можно дать дважды героя России.

Очень любопытен камень, вошедший в основу памятника. На нем можно разглядеть разрез ядра моллюска и дендриты марганца, внешне напоминающие отпечатки листиков папоротников.

Чусовая Аллея славы

Также, на Алее славы села Чусовое, стоят памятники главному смотрителю казенных караванов уральских заводов в середине XIX века Николаю Ивановичу Севастьянову, памятник знаменитым «Караванным» горнозаводского сплава реки Чусовой, караванному начальнику Старо-Шайтанской пристани во второй половине XIX века Евстигнею Ивановичу Голдобину, а также памятник Ермаку.

Около Аллеи славы Чусовой у камня Шайтан через реку перекинут навесной мост к правобережной части села. Благодаря ширине моста по нему даже осмеливаются ездить на мотоциклах и легковых автомобилях.

Старая архитектура Чусового

В селе Чусовое на холме сохранились два старинных дома интересной архитектуры. Один из них — дом караванного. Это главная историческая достопримечательность села. Дому предположительно уже около двух веков (точная дата постройки не известна). Многое он повидал на своем веку. Самый известный обитатель дома — караванный Евстигней Иванович Голдобин, более сорока лет водивший барки по Чусовой от Старо-Шайтанской пристани. Знаменитый караванный умер в 1914 году, похоронен на местном кладбище. Мраморный плита на его могиле дошла до наших дней.

После революции 1917 года что только не размещалось в доме: ревком, школа, сельсовет и т.д. В 1958 году по инициативе сельской учительницы Марии Мезениной и художника Бориса Семенова в здании открылся музей и картинная галерея. И располагаться бы здесь музею, но, увы, в 1990-е годы дом караванного перешел в собственность частным лицам.

К сожалению, дом постепенно ветшает. Утрачен балкон, от которого осталась одна лишь дверь на втором этаже.

Школьный музей и галерея Чусового

История возникновения музея очень интересна. Полвека назад, в 1958 году по инициативе учительницы рисования местной школы Мезениной Марии Викторовны, в селе открылась, первая в то время в стране, сельская картинная галерея. Уральское отделение Союза художников помогло с доставкой репродукций известных работ, а затем количество картин увеличилось за счёт поступления подлинников, которые дарили уральские художники. Картинная галерея разместилась на втором этаже старинного здания, принадлежавшего раннее управляющему сплавным караваном Старо-Шайтанскогозавода Голдобину Е.И.

Первый этаж здания постепенно стал заполняться старинными вещами, которые так же привлекали интерес посетителей. Организовал работу музея учитель истории Мезенин Варфоломей Зиновьевич. В эти годы по реке Чусовой открылся туристический маршрут от ст. Коуровка до г. Перми, и во время стоянки туристы обязательно посещали сельский музей. Так, благодаря супругам Мезениным , село стало известно далеко за пределами области.

За годы существования музея, его посетили тысячи туристов из разных городов и стран. В его экспозициях собраны старинные предметы быта из дерева, бересты, метелла, представлена интересная коллекция текстильных экспонатов.

В 1995 году музей приняла под своё покровительство местная школа, и его руководителем стала Баглаева Галина Петровна. А ещё через год поменялся адрес музея: его перевели во вновь открывшееся помещение школы.

Сейчас в музее оформлены экспозиции по различным темам:

  • История быта села Чусовое
  • История Старо-Шайтанского завода
  • Традиционный костюм и вышивка.
  • Интерьер усадьбы. Мастер И.И.Сарафанов.

А так же много материалов о защитниках села со времён Пугачёвского восстания и до наших дней.

Шайтанка или Чусовое?

Вместо итога я хочу закончить свою статью словами, которые произносят повсеместно, когда видят то, что местные делают для своего края:

«Не место красит человека, а человек место!»

Несмотря на то, что Чусовое очень интересное место с богатой историей и бытом, главная «достопримечательность села» — это его местные жители, которые любят и ценят свою малую Родину!

comments powered by HyperComments